Главная > Искусство > Некоторые школы и направления в изобразительном искусстве
Некоторые школы и направления в изобразительном искусстве
Абстракционизм — абстрактное искусство, направление в искусстве XX в., отказывающееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре, графике. Возникло в 10-е годы, к середине века чрезвычайно распространилось.
Авангардизм — движение в художественной культуре XX в., порывающее с существующими нормами и традициями, любой ценой стремящееся к новизне художественной формы.
Академизм — направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. Требует внешнего следования классическим образцам античной культуры и культуры Возрождения. Насаждает условные идеализированные образы, далекие от жизни сюжеты, отвлеченные образы красоты.
Дадаизм, дада — движение в изобразительном искусстве и литературе, возникшее в Швейцарии в 1915 г. и характеризующееся иррационализмом, нигилистическим антиэстетизмом. Дадаизм разрушал установленные правила и ценности.
Импрессионизм — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX в., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Родоначальниками импрессионизма (60-е годы XIX в.) были Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, внесшие в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни, передачу тонких настроений, психологических нюансов.
Кубизм — течение в искусстве XX в., предшествовавшее абстрактному искусству. Кубисты пытались создать объемную структуру на поверхности полотна. Считали, что искусство существует ради самого себя, а не для отображения действительности.
Модернизм — общий термин для течений в изобразительном и других видах искусства, пытавшихся порвать с художественными традициями XIX в. (абстракционизм и пр.).
«Наби» — группа художников в Париже в 1890—1905 гг., создавших под влиянием П. Гогена своеобразный вариант стиля модерн, для которого характерны близость к литературному символизму, декоративная обобщенность форм, музыкальность ритмов, плоскостность, главенство цветового пятна.
Натурализм — направление в искусстве, характеризующееся бесстрастным воспроизведением реальности, а также стремлением к фотографическому подражанию натуре, копированию ее (с приматом биологических мотивов).
Неоимпрессионизм (пуантилизм, ди визионизм) — течение в живописи конца XIX в. Придало методический характер введенному импрессионизмом разложению сложных тонов на чистые цвета. Полотно заполнялось точечными мазками чистых цветов правильной формы.
Постимпрессионизм — течение в изобразительном искусстве, возникшее во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Постимпрессионисты предпринимали поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, для них характерен интерес к философским и символическим аспектам изображаемого, к декоративно-стилизующим и формальным приемам.
Постмодернизм — движение в искусстве конца XX в., выступающее против чистого модернизма и функционализма (в основном в дизайне). Постмодернисты используют сплав из стилей прошлых веков и применяют их к современным формам.
Реализм — движение, ставящее своей целью правдивое, объективное отображение действительности специфическими средствами искусства. Меру реалистичности произведения определяют степень проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. '
Ренессанс — период в культурном развитии Европы XVI—XVII вв. Провозвестником Ренессанса (Возрождения) в изобразительном искусстве был Джотто. Для творчества деятелей этого периода характерна вера в безграничные возможности человеческого разума, отрицание схоластики и аскетизма.
Романтизм — течение в искусстве XIX в., ставившее на первый план воображение, эмоции и созидательную индивидуальность художника.
Супрематизм — разновидность абстрактного искусства, введенная в 1913 г. русским художником К. Малевичем: сочетание окрашенных простейших геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник), а также «архитектоны» — наложенные на плоскость объемные формы.
Сюрреализм — «сверхреализм», движение в искусстве (живописи, литературе, кинематографе), возникшее в 20-е годы XX в. Сюрреалисты считают источником искусства сферу подсознательного (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Крупнейший представитель сюрреализма — Сальвадор Дали.
Ташизм — абстрактный экспрессионизм, «живопись действия». «Бесформенное» искусство, разновидность абстрактного искусства 40-х — 50-х годов XX в. Метод ташизма: бессознательность и автоматизм творчества, свободно положенные цветовые пятна и мазки.
Фовизм — течение во французской живописи начала XX в., стремившееся к эмоциональной силе художественного выражения, стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма.
Формализм — предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием.
Футуризм — авангардистское направление в искусстве первой четверти XX в. Стремилось создать «искусство будущего», отрицая традиционные нравственные и художественные ценности. В живописи футуристы использовали пересечения, сдвиги, наплывы форм — как бы следы стремительного движения и множественности впечатлений.
Экспрессионизм — стиль в живописи, скульптуре и литературе, выражающий эмоциональное состояние человека. Экспрессионисты нарушали или искажали привычный образ объекта, чтобы создать отражение внутреннего мира творца.
Постоянная ссылка на страницу: http://pochemy.net/?n=947