Главная > Искусство > Дворец искусства на Трафальгарской площади
Дворец искусства на Трафальгарской площади
Если спросить кого-нибудь, какими музеями славится Лондон, почти наверняка
первым будет назван музей-квартира в доме 2216 на Бейкер-стрит. Кто же не знает,
что именно здесь, по воле писателя Артура Конан Дойла, жил его литературный
герой, великий сыщик Шерлок Холмс. Не меньше знаменит и другой лондонский музей
— собрание восковых фигур мадам Тюссо. Любопытно, что расположен он на углу
Бейкер-стрит и Мэрилебон-роуд — иными словами, неподалёку от музея Шерлока
Холмса.
Непременно припомнится и Британский музей — необъятное собрание памятников
культуры самых разных народов и разных времён. В его залах можно увидеть
памятники Древнего Египта и собранную в конце XIX века членом английского
парламента Томасом Тэплингом коллекцию почтовых марок, одну из самых больших в
мире. Глиняные таблички древних шумеров и вавилонян, испещрённые значками
загадочной письменности, и огромное собрание монет и медалей разных стран.
Гигантские каменные статуи, привезённые с острова Пасхи, и необъятную коллекцию
часов от XV до XX веков. Бесценные древние рукописи и дневник полярного
исследователя Роберта Скотта, достигшего в 1912 году Южного полюса и погибшего
во льдах Антарктиды на обратном пути... Обо всех этих знаменитых экспонатах
знают очень многие люди, пусть и далеко не всем удалось увидеть их воочию.
А вот Лондонская Национальная галерея с её великолепными коллекциями
западноевропейской живописи, что называется, «не на слуху». Она и в самом деле
остаётся как бы в тени таких прославленных художественных музеев Европы, как
парижский Лувр, мадридский Прадо или наш петербургский Эрмитаж. Впрочем,
объяснить, почему так случилось, нетрудно: Лондонская Национальная галерея —
самый молодой из музеев искусств всех европейских столиц. Открыта была галерея
по решению британского парламента только в 1824 году, чуть ли не на полвека
позже, чем, например, парижский Лувр.
Но причину такой «неспешности» надо, пожалуй, искать исключительно в пресловутом
английском консерватизме, а вовсе не в равнодушии жителей островной страны к
живописи. Ведь к тому времени прекрасные коллекции картин хранились и в
многочисленных королевских дворцах и замках, в том же Британском музее, в домах
частных собирателей живописи.
Один из них, сэр Джордж Бомон, и был самым ревностным сторонником создания
Национальной галереи, открытой для широкой публики. Он даже пообещал передать
своё прекрасное собрание картин в дар английскому народу, если только для их
экспонирования будет предоставлено подходящее здание. Бомона поддерживал другой
известный коллекционер, Холуэлл Карр, также готовый передать в музей собственные
коллекции. А ведь и тот и другой были владельцами бесценных полотен великих
художников Рубенса, Рембрандта, Ван Дейка, Веласкеса и многих других.
Ещё одним известным лондонским коллекционером живописи был финансист Джон
Ангрештейн. В 1824 году, после его смерти, парламент принял решение выкупить его
большой дом вместе с собранными в нём картинами у наследников, благо они
выставили и то и другое на продажу. Так и было положено начало Лондонской
Национальной галерее, которая поначалу помещалась именно в доме финансиста. В
том же году в ней появились первые посетители.
Сначала галерея пополнялась частными коллекциями. Но всего через 12 лет картин в
доме финансиста было уже так много, что пришлось переводить Национальную галерею
на Трафальгарскую площадь, в здание, которое занимал тогда Британский музей. В
течение трёх десятков лет оба музея мирно соседствовали. Однако собрания и того,
и другого быстро разрастались и начинали теснить друг друга. Наконец Британский
музей переехал на улицу Грейт Рассел, а Лондонская Национальная галерея осталась
на Трафальгарской площади.
Но здание, в котором она размещается и по сей день, неоднократно приходилось
реконструировать, чтобы увеличить его площадь. Уже в 60 — 70-х годах прошлого XX
века к нему было пристроено северное крыло с отдельным входом. Торжественное
открытие новых музейных залов почтила своим присутствием сама королева
Великобритании Елизавета И. И теперь в этих залах размещаются самые старые и
ценные картины.
Правда, по сравнению с Лувром, Прадо или знаменитым музеем Уффици во Флоренции
(кстати, обо всех этих музеях журнал «А почему?» уже рассказывал) собрание
Лондонской Национальной галереи не так велико — в тех музеях коллекции
собирались веками. И всё-таки каждого, кто заглянет в величественное здание на
Трафальгарской площади, ждёт немало открытий. Ну вот, например...
Самая большая коллекция картин великого испанского художника Диего Веласкеса
собрана в мадридском музее Прадо. А за пределами Испании больше всего его картин
в Лондонской Национальной галерее. Среди других шедевров галереи — картины
художников итальянского Возрождения, прекрасные собрания картин Рембрандта и
Рубенса, большая коллекция творений французских импрессионистов и, конечно,
полотна великих английских художников Уильяма Тернера, Джона Констебла, Томаса
Гейнсборо, Уильяма Хогарта...
Кстати, Лондонская Национальная галерея может вдобавок гордиться и тем, что
занимает одно из ведущих мест в числе самых современных, иными словами, самых
компьютеризованных музеев мира. Любой посетитель может не только смотреть на
картины, но и работать с компьютерной сетью, в памяти которой хранится
подробнейшая информация о представленных в галерее картинах и о художниках, их
творцах.
Ну а читатели «А почему?» могут сегодня совершить краткую экскурсию в Лондонскую
Национальную галерею на страницах своего журнала. Вполне возможно, кому-то из
вас, друзья, рано или поздно доведётся совершить и настоящее путешествие в
столицу Великобритании. Не забудьте тогда, что этот прекрасный музей находится в
самом центре Лондона, на Трафальгарской площади.
Постоянная ссылка на страницу: http://pochemy.net/?n=348